Ты чьих будешь?
Вдова с двумя малолетними детьми приютила беглого холопа, зависимого крестьянина, который удрал от своего хозяина. У парня получилось и схорониться и очаровать барышню, настрадавшуюся без хозяина в доме. Так что спустя время, сыграли свадьбу и зажили счастливо. Обзавелись ещё детьми и даже разбогатели, потому что беглый был не только с руками, но и, очевидно, с головой.
Прошло 10 счастливых лет и тут бывший хозяин холопа узнал в состоятельном мужчине свою беглую собственность. И тут же примчал к нему на подворье предъявлять права.
По списку нужно было вернуть обратно в вотчину заявителя:
— холопа
-его жену
— четырёх детей
— и всё хозяйство
Отдавать батю никто не хотел, поэтому пасынки вступились за отчима. По их легенде отец семейства никакой не холоп, а бежавший из плена свободный человек. А следовательно руки прочь от бати!
Но у хитрого помещика был козырь в рукаве. На суде он смог доказать: его бывший холоп ни от турок, ни от татар, ни от других каких людей воинских не сбегал, а дал дёру с его помещичьего подворья. Так что пожалуйте обратно в теплые руки родины.
Потому что в Соборном уложении черным по белому было написано:
«А кому доведутся беглыя крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдать, и тех крестьян отдавати з женами и з детми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым».
Пришлось беглому возвращаться в холопы и тащить туда же всю свою семью. Закон есть закон. Довольным остался только помещик. За десять лет неплохой навар получился. Потерял одного холопа а вернул шестерых.
Источник «История государства и права России» А. Тимофеева