ЧТО НОСИЛИ ЛЮДИ В 17 ВЕКЕ?
Конечно, кое что сохранилось. Ведь прошло всего-то 400 лет. Например, царский гардероб, роскошные облачения церковных иерархов, церемониальное оружие, предметы обихода.
А вот в чём ходил народ попроще? Крестьяне, горожане, служилый люд? В бабушкиных сундуках искать нет смысла — там хранится одежда едва ли середины позапрошлого века. Далеко на севере на островах Фаддея сохранились ткани, монеты, пуговицы, оружие, походный скарб русских первопроходцев 17 века. В ледяной пустыне их попросту некому было растащить на сувениры.
Такая же картина в русской заполярной торговой фактории Мангазее, которая была покинута и заброшена в 1672 году. Археологам здесь не мешает никакая поздняя застройка, а в вечной мерзлоте хоть и трудно работать лопатой, зато лучше сохраняются дерево, кожа и ткани.
Ещё есть изобразительные источники. Россия славится своими художниками, иконописцами и каллиграфами.
Но иконы — ненадежный источник. Они иллюстрируют не бытовые детали, а передают духовный и религиозный опыт святых. Тут не до шапок и ботинок.
Европейский костюм ярко и в мельчайших деталях представлен на холстах великих фламандцев, французов и итальянцев. А вот русская изобразительная школа пока делала первые робкие шаги от иконы к картине. Художники эпохи первых Романовых писали парсуны ( от слова «персона»). Это портреты знатных людей и вельмож. Парсуны хороший источник, портреты часто в полный рост, хорошо видны все слои одежды и детали.
А ещё есть текстовые документы. 17 век оставил после себя горы отписок, челобитных, памятей, грамот, писем, распросных речей и сказок. Одежда в них упоминается очень часто. Потому что к ней в 17 веке отношение было гораздо трепетней, чем сегодня. Например, чтобы не мерзнуть зимой сын боярский из Нового Оскола прикупил себе «кафтан шубной, зипун белой, шапку, рукавицы, штаны». Всего на пять рублей. А это годовая зарплата московского стрельца.
Но есть, правда, один нюанс. Упоминаний одежды в документах много. а вот иллюстраций нет. Зачем дьяку приказной избы описывать из чего был сшит «кафтан шубной»? Все же в курсе как выглядят шубные кафтаны.
Но кое что всё же найти можно. Например на основе текстовых документов историк Олег Курбатов Старый Бутырецъ составил описание костюма служилых людей Белгородской черты. А художник и иллюстратор Вячеслав Белоглазов сделал на её основе иллюстрации.
Посмотреть в живую на одежду людей 17 века можно в историческом парке Белгородская черта. Мы шьём наши кафтаны, зипуны, епанчи на основе вот таких вот научных источников.
А прочитать статью можно здесь.
Курбатов О.А. — Костюм ратных людей городов Белгородской черты середины XVII века.pdf